ДТП - юридические основы. - Авто советы - Статьи про автомобили

ДТП - юридические основы.

Меню сайта
Категории
Ремонт авто [50]
Тут будет описание по ремонту авто
Авто советы [72]
Тут будет описание по авто советам
Видео авто [0]
Описание раздела видео авто
Авто обзоры [0]
Описание авто обзоров
История авто [0]
Описание истории авто
Личный кабинет
Логин:
Пароль:
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Авто советы

ДТП - юридические основы.
В наше время автомобилей на дорогах становится все больше и больше, многие организации также обзаводятся служебными автомобилями. К сожалению, нередки и ДТП. Возникает вопрос: что делать, если ДТП произошло на служебном автомобиле? Кто будет отвечать и выплачивать ущерб? Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.
Согласно действующему законодательству использование транспортных средств является источником повышенной опасности и в соответствии со ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, чья деятельность связана с использованием транспортных средств обязаны возместить причиненный вред, если не докажут, что он возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
В данной статье под организацией будет рассматривать юридические лица всех организационно - правовых форм, а также ПБОЮЛ. Причем, не важно на каком законном основании - праве собственности, аренды или других у организации находится автомобиль. В соответствии со ст. 1064 вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Ст. 1079 устанавливает ответственность водителя без вины (то есть владелец транспортного средства будет нести имущественную ответственность независимо от того, нарушил ли он ПДД или нет), в случае, когда вред причинен одним источником повышенной опасности, а также устанавливает ответственность, если ДТП произошло в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.). Во втором случае, если причинен вред третьим лицам, то владельцы обоих ТС несут перед ними солидарную ответственность без вины.
Вред, причиненный владельцам столкнувшихся автомобилей, чаще всего возмещает тот, кто виноват, а если виноваты оба, то вред возмещается соразмерно степени вины каждого из владельцев. Правда, бывают и случаи, когда они оба не виноваты, тогда проблема решается одним из двух вариантов - либо права на возмещение не имеет ни один из них, либо ущерб должен быть распределен между ними в равных долях. В соответствии со ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Так что возмещать ущерб, причиненный служебным автомобилем, будет организация. И в судебном разбирательстве ответчиком по делу о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП, будет организация. Водитель же будет привлечен в качестве третьего лица на стороне ответчика. Поэтому при рассмотрении ДТП сотрудниками ГИБДД желательно присутствие представителя организации, это поможет лучше подготовиться к защите прав.
Стоит отметить, что в соответствии со ст. 1068 ГК РФ работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина. Получается, что ответственность организации возникает в случае, если работник состоит с организацией в трудовых или гражданско-правовых отношениях и при совершении ДТП он находился при исполнении своих служебных обязанностей (обязанностей по гражданско-правовому договору). Исполнением трудовых обязанностей считается также и выполнение поручения администрации (владельца автомобиля), даже если он был и не при исполнении своих обязанностей. Однако, все это не значит, что организация понесет убытки по вине своего водителя. Согласно ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом. Правда, если работник добровольно не выплачивает размер ущерба, удерживать эту сумму из его заработка или вознаграждения нельзя, ее можно взыскать только в судебном порядке. Для того чтобы взыскать с работника сумму ущерба в порядке регресса обязательно наличие его вины в ДТП.
Если водитель, попавший в ДТП, работает в организации на основе гражданско-правового договора, то суд, взыскивая с него ущерб, будет руководствоваться нормами Гражданского кодекса РФ и условиями договора. Если же с водителем заключен трудовой договор, вопрос о возмещении вреда будет регулироваться нормами Трудового кодекса РФ. В этом случае необходимо правильно определить размер ущерба. В соответствии со ст. 241 ТК РФ за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
А на основании п.6 ст. 243 материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом. Таким образом, организация может взыскать ущерб в порядке регресса в полном размере с водителя, виновного в ДТП, если соответствующим государственным органом по факту ДТП было рассмотрено дело об административном правонарушении в области дорожного движения и в результате в отношении водителя было вынесено постановление об административном правонарушении. Правда, в этом случае необходимо чтобы ущерб, реально был возмещен организацией и имелось документальное подтверждение возмещения ущерба, также организации нужно иметь при себе решение суда, обязывающего возместить ущерб, причиненный ее водителем. Судебные разбирательства зачастую отнимают очень много времени, средств и нервов, так что работодателю, имеющему служебные автомобили, лучше заранее подстраховаться и при оформлении трудового договора с водителем, включить пункты, подробно регулирующие данный вопрос.
Самым опасным видом ДТП можно считать лобовое столкновение, возникающее, как правило, из-за выезда одного из автомобилей на полосу встречного движения. По статистике такой вид ДТП занимает около 15 % от всего остального количества ДТП. При лобовом столкновении сила удара, как известно, становится в 2 раза больше, нежели при ударе об стену на той же скорости, а, следовательно, деформация кузова больше, жизненного пространства при таком ДТП меньше. Вопрос о степени виновности в подобных ситуациях решается очень просто, кто выехал на встречную полосу, тот и виноват. Однако, не стоит пускать всё на самотёк, даже если Вы двигались в крайнем правом, а Вас "торпедировал" водитель из того же ряда, но двигавшегося во встречном направлении. Деятельно участвуйте в замерах, которые производит инспектор ГИБДД или аварийный комиссар, ведь они тоже люди и им свойственно ошибаться. Подписав неправильно составленную схему ДТП, где Ваш автомобиль на 10 см выехал на встречную полосу, Вы, как минимум, рискуете получить обоюдное признание вины.
Если же Вы подпишете такой протокол, а потом обнаружите неточность, то доказать свою правоту будет очень и очень проблематично. Да и выглядеть со стороны это будет крайне красноречиво. Сначала Вы подписали протокол, а когда Вам это стало грозить признанием Вашей вины, то Вы отвергаете её доказательство. Даже в глазах Ваших свидетелей это будет выглядеть сомнительным образом. Стоит заметить, что в настоящее время замеры ширины проезжей части осуществляется не рулеткой (но её никто не отменял), а лазерной указкой, привязывая размеры к постоянным ориентирам. Например, к углу дома или опоры мачты городского освещения. В зимнее время стоит учесть то обстоятельство, что замеры стоит осуществлять по фактической ширине дорожного полотна, а не по бордюрам, которые на метр могут утопать в сугробах, образовавшихся после работы коммунальных служб.
Крайне опасна ситуация, при которой водитель совершает наезд на пешехода. Такой вид ДТП отличен тем, что при его наступлении пешеход почти гарантировано рискует получить тяжёлые травмы, так как он ничем не защищён при ударе "снаряда" массой в одну тонну и более. Тут надо запомнить несколько вещей. Автомобиль - это источник повышенной опасности, механизм, контроль надо которым может быть легко утерян в любой момент. Каким бы опытным не был водитель, внезапный отказ тормозов может привести к довольно тяжёлым последствиям. Проезжая часть - это вотчина водителя и никого более. И только в определённых местах, при соблюдении определённых условий, пешеходу разрешено "вторгаться" на неё. Вроде бы, всё очень просто и понятно. Пешеход перебегает или даже неспешно переходит дорогу в неположенном для этого месте и попадает под колёса автомобиля. Он виноват, ему даже придётся восстанавливать повреждённый автомобиль. Но. Если водитель не применил мер во избежание ДТП, например, торможения, что ему предписывает пункт 10.1 ПДД , то тут уже можно говорить о том, что в данной ситуации есть доля вины человека за рулём. Справедливости ради стоит заметить, что подавляющее большинство выходов пешеходов на проезжую часть происходит крайне неожиданно и у водителя просто не остаётся времени на принятие хоть сколько-нибудь осмысленного решения и тут остаётся надеяться, что нога, всё-таки, ударит по тормозам и машине удастся избежать заноса, так как в противном случае число участников такого ДТП при движении в плотном потоке может возрасти многократно. В ситуации, когда внешних повреждений на пешеходе нет, он выглядит слегка шокированным, но не более того, не стоит уезжать с места происшествия, надеясь, что на этом всё благополучно закончится. Известны ситуации, когда пешеходы после таких ДТП доходили до дома со сломанными руками-рёбрами-ногами и только потом обращались за медицинской помощью. Врачи же, действуя строго по инструкции, сообщают о таких травмах в органы внутренних дел и тогда водитель, который даже предлагал доставить пешехода в больницу, предстаёт перед сотрудниками ГИБДД в виде форменного злодея, который скрылся с места происшествия. Не стоит забывать, что при самых печальных исходах ДТП водителю может грозить уголовное наказание.
Самым забавным видом ДТП можно признать ситуацию, когда в спокойно стоящую на перекрёстке или на обочине машину врезается другая. Забавная эта ситуация своими собирательными образами из многочисленных анекдотов, но вот реальные её последствия могут быть самыми печальными. Большинство водителей предпочитают ставить подголовники кресел на минимальный уровень, так как "вид машины внутри от этого лучше". При ударе сзади голова водителя стоящей машины двигается по инерции на зад и если на пути её не будет подголовника, то это чревато повреждениями шеи или даже головы. И тут с виной водителя, на первый взгляд, всё предельно ясно. Виноват тот, кто ехал сзади. Но если этот водитель во время ожидания сотрудников ГИБДД удачно передвинет осколки стёкол, фрагментов кузова или осыпавшейся грязи и скажет, что "стою я себя на перекрёстке, стою, как вдруг впередистоящая машина ка-а-а-ак включит задний ход!". Ваше спасении в профессионализме прибывших сотрудников ГИБДД и свидетелях, которые опишут истинную картину произошедшего или последовавшие за ним действия виновника ДТП.
Проезд перекрёстков и ДТП при нём можно отнести к разряду самых сложных с точки зрения определения вины видам ДТП. Как правило, участники ДТП начинают ожесточённо размахивать руками, утверждая, что именно он ехал на зелёный сигнал светофора, а не иначе. Не стоит заниматься выяснением очевидных, на Ваш взгляд, фактов, займитесь моментальным сбором свидетелей, так как именно в них Ваше спасение. Не всегда проезд перекрёстком сводится к таким банальным ДТП, как один начал манёвр, а второй его заканчивал. Например, ситуация, когда со второстепенной дороги автомобиль выехал на главную, протаранил другой автомобиль за рулём которого находился водитель в состоянии алкогольного опьянения. Не стоит думать, что пьяный всегда виноват, нет. Он виновен только в злоупотреблении спиртными напитками (в самом общем случае, если только он не нарушил чего-нибудь ещё) его именно за это и накажут, лишат права управления автомобилем.
Стоит заметить, что перечисленные виды ДТП не являются исчерпывающими, а перечисленные возможные ситуации единственно возможными, нет. Всё это классика дорожной жизни, не более того. Однако, стоит вспомнить классическое выражение, "тише едешь, дальше будешь".
Категория: Авто советы | Добавил: Miumeimya (04.05.2010)
Просмотров: 367 | Теги: ГИБДД, ПДД, ДТП, юридические, основы
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Копирование материалов сайта, без указания обратной ссылки, или создание шаблона на основе этого сайта
приведёт к очень печальным последствиям для вашего сайта, гарантия: 100%